Back to the main page
Back to opening diary page
2003 1 ИЮЛЯ (запись 7 июля) Жара, духота. Лена была на Шипунихе. Ее съела мошка. Говорит, что в основном все летают ободранные - P. cyane. M. russiae, L. helmannii. Из свежих попадаются lycaon, virgaureae, одна hyale возле ж. д. Поймала насколько мелликт. Диспаров нет. 2 ИЮЛЯ (запись 7 июля) Лена была в ботсаду, поймала серию teleius и двух достаточно свежих L. helmanni. Я был на поле. Жуткая жара, земля как порох. Вокруг нашей делянки езжит трактор и запахивает овсяно-виковую смесь в землю. Над ним кружит коршун и периодически пикирует на землю, но ничего, кажется, не берет. Иногда садится на березы. Кричал всего один раз, в основном молча. Поодаль над другим трактором на соседнем поле летает еще один. Жутко кусаются слепни - в основном обычные. Я думаю, они слетелись с запахиваемого поля. На поле садится I. lathonia. 3 ИЮЛЯ Снова на поле. Жара, но ни один слепень не кусается - видимо, тогда они действительно были с поля. Мошка не кусается - только по вечерам. Иногда слышна еще кукушка и иволга. (поездка на Софийский ледник) Далее в кавычках - текст О.В. Андреенкова об этой поездке: " Километра через три после сворота на водопады, перед въездом в маленькое село слева в горе вы увидете огромную дыру - вход в Денисову пещеру. Проскочить не бойтесь - не заметить невозможно. Там проводятся раскопки - т.к. эта пещера в течение 300 тыс. лет, если мне не изменяет память :) была жилищем людей. Если археологи будут любезны, может они даже вам и расскажут о ней подробно. В пещере за время ее существования скопилось столько мусора, что раскапывая его, поколения исследователей выкопали яму метра 4 глубиной, она накрыта помостом из досок. На ее стенках видны поочередно все слои (на память, штук 20), соответствующие различным периодам в истории пещеры. На дне ямы лежит пара больших камней, когда-то очень давно свалившихся с куполообразного потолка. Как я помню, от прежних жителей в раскопе нашли только пару зубов, что меня, как неспециалиста, несколько разочаровывает. За Черным Ануем (это село) в сторону Черги (это тоже село, но на чуйском тракте) отходит дорога, по слухам, рассчитанная на ГАЗ66. Самому проверить руки пока не дошли, но проехав по дороге Ябоган- БешОзек-Черга, все же думаю, что и дорога на Черный Ануй должна быть неплохой, рассчитанной на любой автотранспорт. За селом Келей, после невысокого и малозапомнившегося мне за два раза перевала Келейского, начинается Усть-Канская степь. Справа она заболочена, а слева к дороге подходит цепь живописнейших холмов, на которых можно сделать ночевку за селом Яконур, не доезжая до дороги Усть-Кан-Чуйский тракт. Вид с них действует очень умиротворяюще. Дорога заканчивается Т-образным перекрестком. Направо пойдешь - будет Усть-Кан и дорога на Усть-Коксу. Увы, пока не ходил. Налево - километров девяносто до Чуйского тракта в районе Туекты - как раз между Семинским и Чике-Таманским перевалами. Места по дороге довольно живописные, особенно до и в районе Ябоганского перевала (1492 м). В последнее время на Ябоганском перевале - очень хорошая дорога - уложен новенький асфальт и даже организованы аварийные карманы - тупиковые ответвления на спуске - на тот случай, если у кого-нибудь откажут тормоза, в этих тупиках автомобиль сможет погасить скорость за счет подъема и песчаного буфера. Такие усовершенствования не сделаны даже на перевалах Чуйского тракта, и видел я их только в горах Средней Азии и Казахстана. Вообще, в последнее время дороги в Усть-Канском районе стали очень неплохими, особенно те, что ведут в сторону Чуйского тракта, по крайней мере при выъезде в Онгудайский или Шебалинский районы из Усть-Канского, сразу ощущаешь ухудшение дорожной поверхности." " Юг Алтая - сложное переплетение горных хребтов, возвышающихся над обширными плоскогорьями. Одно из таких плоскогорий - огромная Чуйская степь, Возвышающаяся на 2000 м над уровнем моря - окружена цепью хребтов - Курайским с северо-востока, его высота достигает 3446 м, но ледников на его вершинах немного и с чуйского тракта они не просматриваются - только с дороги на Улаган, пограничным с Тувой и Монголией хребтом Чихачева с максимальной высотой 4029 м с востока и юго-востока, хребтом Сайлюгем с юга (высота 3499, хребет - целиком приграничный с Монголией), параллельно приходящими с запада Южно- (3936 г.Иикту) и Северо-Чуйским хребтами (4177). Снега и ледники Северо-Чуйского первыми встречают путешественника на чуйском тракте, на смену им за Чаган-Узуном приходят снежные вершины Южно-Чуйского, который является естественным продолжением на запад за реку Аргут Катунского хребта, которому принадлежит Белуха. "Вскоре за Акташем покажется Северо-Чуйский хребет, но по- настоящему он будет виден из Курайской степи. Курайская степь - широкая слегка всхолмленная долина, ограниченная с северо-востока Курайским хребтом (ЗДЕСЬ.), а с юго-запада - Северо-Чуйским. Северо-Чуйский хребет - один из высочайших на Алтае, является так же и одним из немногих центров оледенения. Где-то на самом въезде в курайскую степь на 820-м от Н-ска километровом столбе мы прикрепили бычьи рога - столб теперь смотрится как викинг или футбольный фанат, если они там еще висят, будете проезжать мимо - погудите. Примерно там справа от трассы проходит цепь красивых холмов, с которых открывается замечательный вид на Северо-Чуйский. Среди них очень удобное место для ночевки, и дров полно. Параллельно Северо-Чуйскому, скрытый за его вершинами проходит Южно-Чуйский хребет, который становится виден только при въезде из Курайской степи в гораздо более плоскую и обширную Чуйскую степь, по- видимому, представляющую собой ложе древнего озера." "Из Ортолыка у нас открывается завидная возможность попасть к подножию величайших ледников Южно-Чуйского хребта. Сразу за деревней вправо указана дорога на печально известное село Бельтир - до него от тракта 29 км по асфальту, переходящему в снег, ну я хотел сказать, в гравий. Как водится, нужно упомянуть о "минимальных системных требованиях". До Бельтира доедет все, что способно хоть как-то крутить колесами. Дальше нужно определиться с тем, что нам нужно. Дело в том, что известное Чуйское землетрясение 2003 года оставило в 4-х километрах от Бельтира 9-бальные разрушения - на склоне произошел впечатляющий оползень, затронувший часть лиственничного леса и весь необлесненный склон горы, явно на мой дилетантский взгляд представляющей из себя гигантские моренные отложения колоссального ледника, занимавшего современные долины рек Акколя и Чагана. До оползня легко доехать опять-таки на любом автомобиле. Для этого нужно проехать Бельтир следующим образом: проехать прямо до центра деревни, за двухэтажным зданием, стоящим вдоль главной улицы слева, налево и повернуть, подняться на горку, повернуть направо и подъехать к стадиону. Если заблудитесь - стадион вам всякий покажет. Оставляя стадион справа пройти вдоль его длинной стороны и подняться на горку, за которой покажется деревянный мост через реку Акколь. Смело езжайте через него. Теперь влево от вас отходит долина Акколя, а вправо пойдет дорога в долину реки Чаган. Направляйтесь вперед вдоль Чагана, и через километра 4, на склоне хребта, скрывшего от вас долину Акколя, то есть по левую руку от вас, едущих по правому берегу реки Чаган вы увидите подковообразный оползень. Извините меня за через чур частое употребление местоимения вас, но тут главное - не ошибиться. Не ищите оползень с лупой в руках - явление это столь впечатляюще, что мимо него не проехать. Но если наши возможности в плане проходимости превосходят средние - можно попробовать проехать к Софийскому леднику. УАЗ проходит там за милую душу, крузер с пажерой, хоть и рискуют помять свои буфера, но тоже пройдут. Раздатка нужна определенно - тягунов здесь хватает, оцените свои запасы по топливу - нам нужно сделать более 30 км по бездорожью туда, и, желательно, столько же обратно. Не греется ли у вас, часом, машина в тяжелых условиях? Воды на тягунах достать будет негде, имейте запас охлаждающей жидкости и литров тридцать воды. Так, на случай. Места не больно-то обжитые, если машина сломается - это станет серьезной проблемой. Мы везде привыкли ходить на одной машине, да в таких местах "на веревочку" и на двух машинах сильно не понадеешься - подъемы и спуски будут очень круты. Все же лучше в таких местах иметь УАЗа, а не джип - запчастей тут не густо - сожжешь сцепление, и - ага. Ну ладно, попугать я вас попугал, да и как же без этого, теперь, вперед. Сперва давайте вернемся к мосту через Акколь. По левому берегу пойдет полевая дорога, или, вернее, горная. Обнулите счетчик, или запишите, что он показывает, что бы не потерять счет километрам. Вам нужно пройти 30 км. Вначале дорога пойдет по ровной долине, ложу древнего ледника, если нам с вами повезет, мы увидим его теперешнее состояние. Тут я бы хотел ненадолго отвлечься, и выложить вам свои скудные познания о ледниках. Эти создания - одна из самых мощных сил природы, если вы попадете к подножию ледника в конце лета, вы увидите его в наиболее активной фазе. Работает он так: огромная масса льда, пополняемая каждую зиму, а так же в периоды оледенений, под действием своей массы медленно стекает вниз по наклонному ложу. При этом она оказывает гигантское давление на дно и стенки ущелья. Под дном ледника текут мощные потоки воды, образуемой в результате его таяния. В сочетании с силой давления льда, они и переносимые ими и текущим льдом оторванные от стенок ущелья камни обдирают борта и дно долины, превращаясь в песок и гравий самого разного размера. Все это добро частью остается у бортов долины, а частью стекает к ее центру, оставаясь под ледником. Ледник, словно бульдозер, потоком воды и медленным течением льда переносит эти кучи обломков вниз в периоды активного роста. Когда ледник начинает таять, а за последние 100 лет ледники Алтая ушли в среднем на 1500-2000 метров - и продолжают отходить на 15-20 метров в год, скопившийся под ним материал остается лежать, вытаяв из-подо льда. Образуется так называемая морена. Часть морен оказывается насыпана по краям долины под ее бортами, а часть - в ее центре в виде наваленных друг на друга холмов из песка, камней и изредка встречающихся обломков с дом размером, все эти составляющие очень качественно перемешаны и не окатаны так, как речная галька - крупные камни часто несут на себе следы длительной обработки песчано-гравийной смесью и имеют одну относительно ровную поверхность. Те участки скал, которые не поддались леднику и не оказались засыпаны мореной, но все же находились в эпицентре событий, и получили сполна, образуют так называемые бараньи лбы - неплохо отполированные округлые выходы скал, как рога на лбу у буйвола. Все это я описал так подробно, чтобы вы не потерялись в том хаосе, который представляет для неподготовленного зрителя логово ледника - его ущелье. Кстати, перед Бельтиром дорога, по которой вы к нему ехали, проходила явно по древним моренам ледника, язык которого выходил в чуйскую степь. А если с оползня посмотреть на противоположный борт долины, можно увидеть справа, над Бельтиром скошенную ледником скалу, а левее, напротив оползня, заметить следы террасс, которые, на мой дилетантский взгляд оставил когда-то Чаган, бывший под стать таявшему древнему леднику, великой рекой. Не удивительно, что чуйская степь являлась при этом дном огромного озера. Но, едем дальше!А для тех, кому стало интересно есть замечательный сайт, посвященный древнему и современному оледенению Алтая, с объяснением специальных терминов из гляциологии. Ровный участок закончится горным массивом, который не смог добить ледник, а потому, придется нам на него подниматься. Ближние к нам горки за спиной у верблюдов на каринке - это оно и есть. Кстати, Акколь пробил в нем потрясающий каньон, но об этом - после. Подъехав к этим горам, включайте раздатку, не стоит мучать машину, мы начинаем игру в трактор. Тут главное - не сбиться с дороги. Вообще-то дорога проложена здесь к зимовьям пастухов и к покосам. Косят здесь - везде, где хоть что-то растет, поэтому - имейте уважение - ездите только по дороге, мы должны быть благодарны местным жителям, что она у нас есть. К зимовьям с дороги идут ответвления - нам важно не сбиться. По дороге мы можем встретить местных, если они попросят нас остановить машину - мы должны остановиться - во-первых, по тому, что машина здесь - не частое явление, во-вторых - потому, что местные - народ мирный, жизнь у них тяжелая, и даже поговорить им не с кем, а если у нас полетит в пути коробка, не дай бог, мы к ним же и придем за помощью, в- третьих, у них можно уточнить дорогу, в-четвертых, нам бросать свои тачки, и топать в горы, а они там без нас стоять будут, ну вы поняли, аргументов у меня хоть отбавляй. Наконец, нам придется проезжать у самого зимовья, что у озер - там просто необходимо остановиться, поговорить, распросить дорогу. Обязательно нужно захватить продуктов на подарки - в семьях алтайцев много детей, а товары к ним как-то еще не научились завозить, потому - захватите конфет, там еще чего-нибудь, короче - как говорил Папанов - детям мороженое. Кстати мужики от бутылки водки тоже не откажутся, но это уже решать вам, кстати, после этого они вам самую простую и лучшую дорогу покажут. Итак, вернемся к нашим баранам, начинаются тягуны. Влево к зимовью у реки уйдет дорожка - увы, нам не туда, нам - вверх. Периодически от главной дороги будут отходить ответвления - направо, на верх, на урочище Шалтра и налево - в том месте, где в Акколь из-за обращенного к нам торцом хребта Бельтирду примет в себя приток Караоюк. Там есть мост через Акколь - нам - не туда! Держитесь золотой середины - река где-то внизу за скалами слева, справа над головой - крутой склон Шалтры. И тогда, когда дорожка прижмется совсем вправо к подножию Шалтры, а слева начнется заболоченный луг - покос местного населения, из-за остающегося слева холма выплывет впереди зимовье, а за ним - озеро Каракуль (т.е. черное озеро). К зимовью пройдем через ручьи и заболоченный луг по дороге. Там нам скажут как ехать. Скорее всего, предложат объехать Караколь справа - там между подножием хребта и озером можно пройти - не бойтесь бокового уклона - наш сарайчик не перевернулся - никто не перевернется. Но! Сразу за озером, у осатков зимовья, пересекайте долину по дороге на другой ее борт. Иначе упретесь в кочковатое болото. За гривой, идущей посреди долины, нас ждет озеро Аккуль - т.е. белое озеро. И это правда, насколько Каракуль черен, на столько же Аккуль бел. Он раза в два - три длиннее и его берег - песчаный. Идите только по дороге, чтобы не заблудиться. Она должна привести вас к спуску к Аккулю. Спуск песчаный, но не бойтесь обратной дороги - УАЗ легко идет по нему вверх - песок порос травой. Далее дорога идет вдоль Аккуля. Слева высится хребет Бельтирду, а впереди маячат висячие ледники. Справа впереди - большая треугольная гора, нам надо оказаться у ее подножия - дальше хода на машине нет. Увы. Придется идти пешком. Но до нее нужно проехать несколько слегка заболоченных участков, а так же несколько бродов. Броды лучше все же сначала оценить, хотя они и легкопроходимы - мы не там, где стоит рисковать лишний раз. В конце концов, дорогу нам преградит приличный ручей. Переехать его можно, но дальше будет склон, который трудно преодолеть. Да и не стоит. Ставим лагерь. Здесь ОЧЕНЬ живописно!!!! Выходить на ледник нужно с утра. До него километров 6 - их можно идти по этому же берегу Аккуля, что мы и делали дважды - но этот путь менее живописен, не дает рассмотреть моренные озера и морену, а кроме того труден из-за курумов. Это такие завалы из камней. Перебродить Аккуль можно, пройдя с километр вперед, там он разбивается на рукава, но! Редкие сапоги не наберут воды на этом пути, так что хотите мочить кроссовки или кеды до ушей - мочите, не хотите, запасайтесь болотными сапогами, там выше чем по колено точно будет. Кроме того в солнечный день ледник активно тает и если с утра уровень воды будет мал, к вечеру он заметно вырастет. Идти по морене очень интересно - в ней спятано с полдюжины озер самых разных оттенков синего и зеленого цвета. За ней будет подпруженное озеро, почти километр в диаметре. Дальше - песчаное широкое ложе реки, там идти станет легче. Аккольский ледник очень хорошо запоминается - столь характерны три торчащие из-подо льда врешины - они носят названия, данные им проф. Сапожниковым - Брат, Ольга и Ксения. В солнечный день у ледника очень праздничный вид - не настолько торжественный, "парадный", как у Талдуринского, а именно праздничный, зато в пасмурную погоду, что здесь не редкость, ледник может показаться очень сумрачным. На леднике, если нет свежего снега - можно походить, иначе - нужно связаться веревкой, чтобы не провалиться в скрытую снегом трещину. По леднику удобно ходить с лыжной палочкой, но будьте начеку и не разбредайтесь, возможны и камнепады. По поверхности льда текут ручьи идеально чистой воды, местами они обрываются в трещины или промоины. Толщина льда на Софийском доходит до 160 метров, так что не подходите к трещинам без обвязки. Напоследок скажу о том, что ледник был впервые описан проф. Томского университета Сапожниковым в период его экспедиций на Алтай с 1895года. 150 его фотографий хранятся в Алтайском госуниверситете и доступны на их сайте. И где бы мы ни шли по Алтаю, всегда мы идем по его следам. Вернувшись к машине, если вы не устали насмерть, можно по ручью у стоянки подняться на гору, там красивые виды, ручей вытекает из каменистой осыпи, над ней висят ледники, кстати на этой горке можно наткнуться на огромные заросли занесенного в красную книгу растения - лука алтайского, ближайшего родственника возделываемого на наших огородах лука-батуна. А вот еще дальше должно быть, судя по карте, озеро. Сам не доходил - не видел. Если вам еще не надоело - мимо покинутого нами на время оползня можно проехать на соседний с Софийским Талдуринский ледник, к подножию самой высокой вершины Южно-Чуйского хребта - г.Иикту. Но там дорога будет куда похуже. Минимальными требованиями для нас был и остается УАЗ. А вот Крузерам и пажерам лучше сразу оставить свои пластиковые буферы и прочую мишуру дома - иначе она все равно отлетит - дорога на Талдуру - дело серьезное." 5 ИЮЛЯ (запись 8 июля). Остановились на ночь сразу за Семинским перевалом - ниже домиков с Шебалинской стороны, небольшая лесная дорога на восток. Довольно влажно, кочки, цветы не альпийские. Оцветают огоньки, отцвели пионы, цветут в изобилии Campanula altaica, подалее - маралий корень. Цвел один Dracocephalum grandiflora. Жимолость зреет, но ее немного. Из деревьев - все еще одни только кедры, уснеей покрыты на нижнюю треть. Кедрач на западной стороне перевала сильно выгорел. Поймал пальцекрылку. В совсем густых сумерках слышал однократное токование лесного дупеля. По-моему, даже не горного. 6 ИЮЛЯ (запись 8 июля) Ночью были слышны отдаленные крики косуль. Утром поет пеночка, кричат кедровки, совсем неподалеку свистел снегирь. Тумана не было, роса умеренная, да и то за счет изобильной манжетки. Прошелся немного, видел единственную бабочку - C. thore. Уехали. В середине дня остановились на Катуни возле.. На высоких сухих лугах перед ней в изобилии цвел H. ascyron. Возле уреза воды Катуни и ее проток встречаются скопления самцов E. argiades. Скопление восстановилось после первого облова. Очень крупные, просто огромные. Поймал и заморил многих, но они совершенно оббились - все же это уникально нежная бабочка. Было много и несоюзных самцов. Было одно скопление белянок - по-моему, репница с капустницей, и оно несобралось, быдычи разогнанным. Летают отдельные старые самки боярышниц и новое поколение A. levana - этих довольно много. Видел крупных перламутровок. Когда плыл вдоль берега, собака спугнула с уреза воды зеленрую гомфиду. А в траве у берега (недалеко) нашлась поврежденная экзувия Macromia. И эту точку надо прибавлять! Таня видела одну большую лягушку, видимо, озерную. Я как раз удивлялся почему их нет. Симпетрумов не видно. При въезде в НСО двигатель стал греться, стало совсем жарко. 7 ИЮЛЯ (запись 8 июля) С утра пасмурно, потом опять солнце, все время жара. В 18 ч пошел на море. В лесу видны A. paphia, на просеке попадались свежайшие L. morsei второго поколения и толстоголовки, на море нет ничего интересного - иногда видны пролетающие коромысла. Зацвела Crepis sibirica. 28 ИЮЛЯ (запись 2 августа). Небо несколько затянуто, солнце жарит, тени есть, но оно не ясное. Около 11 ч проехали до Заозерного, пошли в сторону океана. Луга на месте осушенных болот. Обильнее всего цветет кульбаба, также клевер - все больше завозные виды. В канавах ржавая вода, но одна расширилась и стала вполне сносной, в ней растет рогоз. Над водой летают дежурные Aeshna juncea и несколько менее Somatochlora graeseri, равнокрылых и симпетрумов нет (может быть, еще не активны). Вскоре дорга кончилась, возникло поперечное болото такого же характера и с такой же фауной. Оно шло, видимо, вдоль старой поперечной дамбы. Через некоторое время тропа пришла к мостику, перешли и пошли черех каменноберезовое криволесье с ярусом цветущего шеломайника. Далее пошли несколько поперечных старых приморских валов с березняком, чередующихся с цветущими полянками. Везде летают многочисленные лигеи, других бабочек почти нет. Потом березы кончились и пошли леймусовые луга с чиной японской. Тут видел P. kamtchadalis, но на чем он тут - на астрагале или на чине - непонятно. Спугнул (и поймал, но выпустил) также бражника подмаренникового. На океане - несколько часов. Слабый ветер с моря, слабое солнце, отлив - в прибое насекомых на этот раз практически не было. Одна ихневмонида, один мертвый цимбекс, Надя нашла мертвого самца Cordulia без головы и конца брюшка. В основном в прибое попадаются мертвые трехиглые колюшки (иногда- девятииглые), которых облепляют бокоплавы. Иногда встречаются и более крупные бокоплавы, чувствующие себя несколько не в своей тарелке. Вдоль прибоя ползают гусеницы совок. На некоторых тоже набрасываются бокоплавы и облепляют. Очевидно, гусеницы приходят с леймусовых зарослей, только непонятно, случайно или намеренно. Над водой постоянно летят бакланы, строго с юга на север. На фоне скал на юге видно, что с моря поднимается туманец. Часов в 17 стали уходить. Песок горячий. Прошли приморские лужайки с созревшими шикшей и дереном, попалась пара зрелых княженик. Поймал несколько bryoniae, одну I. eugenia. Надя поймала Chortippus parallelis (единственный, которого вижу за всю поездку). Насекомых очень мало. Обратно шли вдоль отводных каналов от Халактырки, в узких вода ржавая, в широких - те же стрекозы. В одном месте Надя видела личинок углозуба. В другом месте на опушке встретился торфяной участок с Chamaedaphne. Аспектируют иван-чай, крестовник, кульбаба, кровохлебка, S. pseudo-tilesii. Видел цветущую Impatiens noli-tangere. 29 ИЮЛЯ (запись 2 августа) На берегу губы следы волнения, часты выброшенные звезды. До 15 ч туман. 30 ИЮЛЯ В Новосибирске. Довольно жарко, хотя облачность переменная. Говорят, было в основном прохладно и дождливо. Грибов же нет, Наташа едва находит по нескольку маслят. Фантастический урожай лесной малины - и она не мельче садовой. А костяники нет.
Back to the main page
Back to opening diary page